Главная | Новости | О себе | Расписание занятий | Фото | Видео-лекции | Магазин | Библиотека |Контакты| Ссылки

Официальный сайт випассаны: http://www.russian.dhamma.org/

 

ВИПАССАНА КАК ОНА ЕСТЬ.

Составитель текста Марина Буреева

Випассана

 От чего люди страдают?

Страдание начинается вследствие неведения относительно своей собственной реальности.

Причина страдания человека - его собственный ум. Давняя привычка человеческого ума – реагировать, ум реагирует либо с отвращением, либо с влечением.

Научившись постигать свою собственную природу непосредственно, мы сможем утвердиться на пути, ведущем к освобождению от страдания.

Анапана - это практика наблюдения за входящим и выходящим дыханием, таким какое оно есть. Следует отпустить тело, никак не влияя на него, дать ему жить своей природной естественной жизнью и дышать так как ему захочется, просто наблюдать: как дыхание входит и как оно выходит, принимая все не оценивая. Сосредоточение внимания на дыхании развивает осознавание настоящего момента. Благодаря постоянной и бдительной практике, периоды рассеянности становятся короче, а периоды непрерывного осознавания, - более длительные. Кроме того, наше дыхание регулируется бессознательной частью ума, дыхание есть всегда, мы не делаем никаких усилий для его поддержания, однако мы можем менять его ритм по своему желанию. Следовательно, дыхание это связующее звено между сознательным и бессознательным умом, по мере наблюдения  за дыханием мы начинаем все больше и больше осознавать сферу бессознательного.

Випассана означает особое зрение – наблюдение реальности внутри себя. Випассану часто описывают как вспышку прозрения, мгновенное постижение истины. Пять чувственных основ (органов чувств) и ум – это врата, через которые мы воспринимаем мир, основа всех переживаний. Соприкосновение какого-либо объекта с умом или с органами чувств вызывает искру ощущения. Таким образом, ощущение представляет собой упускаемое нами звено, через которое мы воспринимаем мир и все явления в нем – физические и психические.

Древние тексты говорят, что тело это проекция ума. Что происходит на уровне тела когда ум реагирует с отвращением? В зависимости от ситуации мы испытываем гнев, страх или подавленность, ум омрачен. Тут же на уровне тела мы испытываем неприятные ощущения, это может быть напряжение, остановка дыхания, или учащенное сердцебиение, боль в желудке, или в других частях тела, испытывая эти неприятные ощущения мы не знаем что с этим делать, мы реагируем отрицательно и порождаем еще больший негатив, который обуславливает наши дальнейшие реакции.

Физические ощущения тесно связаны с умом и, подобно дыханию, отражают нынешнее состояние ума. Когда объекты ума – мысли, образы, эмоции, страхи, надежды и т.д. приходят в соприкосновение с умом, возникают различные ощущения. Следовательно, наблюдая физические ощущения, мы наблюдаем ум и начинаем исследовать истину до самых ее глубин. Ощущения могут быть разными: жар, холод, напряжение, легкость, расширение, боль, пульсация, вибрация, покалывание. Медитирующий не стремиться испытать что-то необычное, а просто регистрирует, наблюдает естественные физические ощущения.

После того как мы развили способность фиксировать внимание на каком-либо объекте, мы начинаем перемещать осознавание от  одной части тела к другой в определенном порядке, до тех пор пока те или иные ощущения появятся на всех участках тела. Сначала, возможно, мы будем испытывать только грубые неприятные ощущения, потому что ум пока еще не привык воспринимать более тонкие ощущения, тогда же могут всплыть сильные эмоции, полузабытые воспоминания, мысли, которые могут создать ощущение психического или физического дискомфорта. В том случае если они набирают такую силу, что сохранять осознавание ощущений становится невозможно, мы вновь возвращаемся к практике осознанного  дыхания. Затем эти тяжелые ощущения могут внезапно исчезнуть, и по всему телу разливается приятные тонкие вибрации. Так одно состояние сменяет другое.

Осознавание это состояние когда мы находимся в данном моменте, не в прошлом или будущем, а здесь и сейчас, мыслительный процесс останавливается, не остается  ничего кроме чистого осознавания, безмолвного присутствия свидетеля. Изначальная чистота сознания соприкасается с внутренней нечистотой и происходит мгновенное сгорание, очищение, эта операция может вызвать неприятные и даже болезненные ощущения. Но какие бы мы не встретили ощущения, наша задача состоит в том, чтобы просто отрешенно наблюдать, наблюдать беспристрастно, без приязни или не приязни, которые порождают отвращение или пристрастие (зависимость от приятных ощущений и чувственных наслаждений).

По мере продвижения практики, мы понимаем: наши ощущения постоянно меняются. Больно? Ну и что!? Все изменяется и это пройдет. Приятно, здорово! Но и этому настанет конец. Ум беспокоиться, ну и что!? Смотрю на это беспристрастно,  все принимаю и отпускаю. Такова реальность ума и материи: они изменчивы и непостоянны. Випассана это практика, благодаря которой, эту реальность, этот феномен постоянного изменения мы переживаем непосредственно, в пределах нашего тела.

Будда сказал: «Один день жизни того, кто видел реальность возникновения и исчезновения, лучше ста лет жизни того, кто этого не замечал».

В скором времени становится понятным: любое усилие, направленное на то, чтобы удержать нечто, говоря: «Это я, это мое», непременно делает нас несчастными, потому что рано или поздно это нечто может исчезнуть. Привязанность к тому что преходяще, непостоянно, призрачно и вне нашего контроля  может вызвать страдание. Тогда мы учимся не зависеть ни отчего внешнего, находить опору внутри себя, ощущения счастья присущее нам по праву, а для этого необходимо исследовать ту истинную реальность которая скрывается в глубине нас. Мы понимаем это в результате наблюдения ощущений в своем теле и получения реального опыта нашего внутреннего мира. Поэтому, наблюдая любые ощущения, и ни к чему не привязываясь и ничего не отвергая, мы учимся сохранять невозмутимость и равновесие.

С.Н.Гоенко: «Если в повседневной жизни возникла какая-то проблема, найдите несколько минут, чтобы с уравновешенным умом понаблюдать свои ощущения, поддерживайте два важных аспекта: осознавания и невозмутимость. Не реагируйте отрицательно. Если ум уравновешен, любое принятое решение будет хорошим. Жить - значит действовать, но действовать нужно с уравновешенным умом, тогда возникает прозревающая мудрость, понимание своей собственной природы, достигаемое путем непосредственного переживания истины глубоко внутри нас».

 Будда называл это – мудрость, которая возникает при наблюдении реальности такой, какая она есть. Нет оценки, нет обусловленного распознавания. Чтобы освободить ум от всякого рода обусловленности, нам необходимо перестать оценивать на основе прошлых реакций и научиться осознавать, не оценивая и не реагируя.

Когда мы развиваем мудрость и начинаем объективное наблюдение,  повторение санкхар (обусловленных привычек, негативностей) прекращается и начинается искоренение старых, слой за слоем старые санкхары будут всплывать и вырываться с корнем, если мы не станем реагировать. Тогда мы испытаем легкость и счастье – счастья освобождения от страданий, от ментальных и физических недугов. Если искоренены все старые санкхары, мы обретаем безграничное счастье полного освобождения.

 Мета – это бескорыстная любовь и доброта, которые мы распространяем на всех живых существ в конце каждой часовой медитации, в тот момент когда мы испытываем одухотворенно-растворенное состояние, мы делимся своими духовными заслугами со всем окружающем миром, дабы наша практика не была эгоэстичной.

С.Н.Гоенко: «Вы можете сочетать Випассану, хатха-йогу, и пранаяму, только не путайте с анапаной, анапана – это наблюдение естественного дыхания. Но вот медитативные техники йоги, в которых используются мантры и зрительные образы, диаметрально противоположны Випассане, практикуйте их отдельно».

Что касается религии, Вы можете исповедовать любую веру, Вы можете быть последователем любой философской системы, Божества или учителя, Випассана эта практика вне религии, все что Вам нужно для ее осуществления - это Вы, ваше тело, упорная и настойчивая практика. Будда сам осуществил эту практику и передал на благо всех живых существ, сейчас уже много людей испытали ее благотворное действие на своем опыте. Для того чтобы изучить и освоить эту технику в деталях необходимо пройти десятидневный курс обучения.

Наше вступление на путь начинается с нравственной работы над собой, выполнения морально-этических предписаний, контроля над своими мыслями, словами и действиями. Посредством практики сосредоточения мы воспитываем ум, развивая самадхи через осознанное дыхание. А с помощью ощущений во всем теле мы развиваем мудрость, основанную на личном опыте, тем самым, освобождая ум от обусловленности.

Рассмотрим эту практику через призму тантрических традиций: практикуя некоторое время, мы начнем замечать, как периоды чистой осознанности становятся более продолжительными и яркими, с одной стороны, и в тоже время, наблюдая ощущения, мы учимся чувствовать и контролировать тонкие проявления энергии в теле, интегрируя эти два аспекта, мы осуществляем йогу.

В результате наблюдения реальности такой какая она есть, возникает бескорыстная любовь, сострадание, искренняя радость, понимание и мудрость, а это то что не совместимо с негативностью, следовательно, мы становимся более позитивными меняя себя и окружающий нас мир к лучшему.

И самое главное: все надо пережить на собственном опыте, просто знания, сами по себе, не работают.

                                                                   Успешной Вам практики!

На следующей странице вы можете почитать записи участника випассаны осень 2008г. перейти на сл.страницу.

 

Главная | Новости | О себе | Расписание занятий | Фото | Видео-лекции | Магазин | Библиотека |Контакты| Ссылки

                                                           ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz