Главная | Новости | О
себе | Расписание занятий | Фото
| Видеолекции | Магазин | Библиотека |Контакты| Ссылки
ШРИМАД ПАТАНДЖАЛИ
ЙОГА-СУТРА
Глава первая
САМАДХИПАДА, ИЛИ О СОЗЕРЦАНИИ
- Ом! Вот наставления
науки Йоги.
- Йога есть обуздание
вритти (волнений),присущих уму.
- Затем, когда вритти
обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.
- Иначе она имеет ту же
форму, что и вритти (волнения).
- Волнения (вритти)
пятеричны, как болезненные, так и безболезненные.
- Это - истинное знание (прамана),
ложное знание, воображение, сон и память.
- Истинное знание - это
умозаключение, авторитетное свидетельство и непосредственное восприятие.
- Ложное знание - это
подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.
- Воображение - плод
словесного знания лишенного субстанции.
- Сон - деятельность
сознания, лишенного объективного начала.
- Память - сохранение
прошлого опыта.
- Все эти пять
сдерживаются практикой и бесстрастием.
- Практика (абхьяса) -
усилие, необходимое для успокоения ума.
- Эта практика станет
успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течении
длительного времени.
- Бесстрастие - это
сознание в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и
описанных в священных текстах.
- Это высшее (отсутствие
желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания
Пуруши.
- Познавательная медитация
(вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я
есмь".
- Существует и другая
медитация, достигаемая практикой остановки мысли, что бы оставались только
самскары (впечатления ума).
- Для созданий, не имеющих
формы и тех, которые погружены в лайю (природу цельную), мир является
причиной.
- Для других этому
предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.
- Самадхи наиболее близкое
тем, чье желание наиболее горячо.
- В дальнейшем появляются
различия (в выборе используемых средств) - мягких, умеренных или
интенсивных.
- Или благодаря
преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
- Ишвара - особенный
Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их
результаты.
- В нем (Ишваре) -
непревзойденное семя всеведения.
- Не будучи ограниченным
во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних.
- Его (вербальное)
выражение - священный слог Ом.
- Повторение Ом должно
делаться с пониманием его значения.
- Этим путем можно обрести
самосозерцание и добиться избавление от препятствий.
- Слабость, инертность,
сомнения, отсутствие энтузиазма, лень, чувственность, блуждание ума,
непостоянство - эти состояния читты (ума) являются препятствиями.
- Боль, отчаяние,
нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими
препятствиями.
- Чтобы преодолеть
препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.
- Воспитывая в себе
дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к
добродетели и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.
- По вашему выбору
равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны
(дыхания).
- Либо умственное
спокойствие вызывается деятельность высших чувств.
- Либо созерцанием
беспечального света (джйоти).
- Либо ум выбирает в
качестве объекта для концентрации тех, кто не имеет желаний, или рага.
- Либо в зависимости от
знания снов и сновидений.
- Либо, пожеланию,
посредством медитации (дхьяны).
- Он (йог) владычествует
над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей
беспредельности.
- Когда волнение ума
находится под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и
обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания,
либо объекта познания.
- Споры и аргументация
возникают, когда ошибочно смешиваются между собой слово, его правильное
значение и знание.
- Когда память очищена, и
ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и
аргументов.
- Таким образом
описываются медитация и сверхмедитация (нирвикара), имеющая своим объектом
тонкое.
- Область тонкого
завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.
- Они составляют медитацию
с семенем (самадхи).
- После достижения чистоты
сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхиашы (духовного
сознания).
- В этом состоит дар
высшей мудрости (праджаны)
- Праджана (мудрость),
достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую
достигают путем достижений и доказательств, относящихся к частному.
- Это ментальное
впечатление (самскара) стоит на пути других впечатлений.
- Подавление даже этого
посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.
Глава вторая
САДХАНАПАДА, ИЛИ О ДУХОВНОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ
- Аскетизм, изучение
священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йоговскую
дисциплину.
- Йоговская дисциплина
практикуется с целью достижения самадхи и устранения причин страданий
(клеши).
- Пять причин страданий –
это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, и желание жизни.
- Невежество (авидья) -
питательная среда для всех других - спящих или ослабленных, чередующихся или
действующих в полную силу.
- Невежество (авидья) –
это принятие невечного, нечистого, злого, не-Атмана, за вечное, чистое,
доброе, Атман.
- Эгоизм есть
отождествление способности познания с инструментом познания.
- Привязанность (рага) -
это влечение к тому, что приносит удовольствие.
- Отвращение - это
стремление избежать то, что приносит несчастье.
- Бесконечная жажда жизни
обладает такой силой, что усваивается даже мудрыми.
- Эти тонкие (причины
страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.
- Активные (причины
страданий) должны быть уничтожены медитацией.
- Последствия поступков
(кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем
и будущем рождениях.
- Пока существует корень
(в форме кармы), он приносит плоды в виде рождения, жизни и опыта.
- Они (рождение, жизнь и
опыт) имеют своим плодом наслаждение или боль в соответствии с тем, что было
причиной - добродетель или порок.
- Для мудреца все является
несчастьем вследствие страдания, вызываемого изменениями, тревогами и
самскарами (вызванными качествами природы, гунами).
- Избегайте того горя,
которое еще не пришло.
- Причиной горя, которого
можно избежать, является соединение внешнего мира с миром невидимым, зрящего
со зримым.
- Видимый объективный мир
состоит из элементов и чувств, имеет природу познания, действия и покоя и
служит целям опыта и осознания (освобождения).
- Ступени гун обособлены и
не обособлены, разделены и не разделены.
- Видящий (Пуруша) есть
только сознание зрения, которое, хотя и является чистым, видит посредством
изменений разума.
- Само существование
видимого - ради видящего.
- Хотя это (пракрити)
уничтожается для того, кто достиг цели, оно не уничтожается полностью в виду
того, что присуще другим.
- Связь видящего с видимым
- основа для познания природы видимых вещей и природы Видящего.
- Причиной этого является
неведение (авидья).
- Кайвалья, освобождение
видящего есть результат разделения видящего и видимого в следствие
устранения неведения.
- Постоянная практика
различения (вивека) есть средство достижения свободы.
- Его постоянная мудрость
праджна семерична на заключительной стадии.
- При устранении нечистоты
путем неустанной практики ступеней йоги свет мудрости (джнаны) ведет к
познанию различения (вивеки).
- Яма (самоконтроль),
нияма (строгое соблюдение требований), асаны (йогические позы), пранаяма
(регулирование дыхания), пратьяхара (регулирование и отвлечение органов
чувств), дхарана (концентрация внимания), дхьяна (созерцание), самадхи
(осознанное сосредоточение) - все это восемь средств йоги.
- Яма (самоконтроль и
сдержанность) включает в себя ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея
(неприсвоение чужого), брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха
(непринятие даров).
- Эти пять обетов,
неограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами,
образуют великий обет (махавратам).
- Нияма (или соблюдение
требований) - это чистоплотность, удовлетворенность, аскетичность, изучение
писаний и стойкая преданность Ишваре.
- Когда неподобающие мысли
тревожат ум надо сосредотачиваться на том, что противоположно им
(пратипакша-бхавана).
- Поскольку неподобающие
мысли и чувства, так же как и насилие, когда исполняются, подготавливаются
или обдумываются, когда проявляются в желании, страхе или обмане, будь то в
мягкой, умеренной или сильной форме, имеют результатом бесконечную боль и
несчастье, следует размышлять над тем, что противоположно.
- Когда человек утвердился
в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.
- Когда человек утвердился
в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.
- Все сокровища приходят к
тому, кто утвердился в честности.
- К тому, кто утвердился в
брахмачарье, приходит сила.
- Тот, кто утвердился в
необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут
перерождения.
- За очищением следует
выход из тела, а так же прекращение контактов с другими.
- Результатом
удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и
способность видения Атмана.
- Высшее счастье
достигается через удовлетворение (сантоша).
- Посредством тапаса
(очистительных действий), вследствие устранения нечистоты возрастают силы в
теле и чувствах.
- Благодаря изучению
возникают общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше
подходит.
- Самадхи (осознание)
можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.
- Асана, поза, должна быть
устойчивой и удобной.
- Это достигается
ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
- После этого уже не
тревожат двойственности.
- Когда это осуществлено,
следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).
- Пранаяма бывает внешняя,
внутренняя, неподвижная, регулируется пространством, временем и числом и
становится долгой или короткой.
- Пранаяма выходящая за
пределы сферы внешнего и внутреннего, есть четвертая.
- Таким образом, ум
становится пригодным для дхараны (сосредоточения).
- Таким образом
уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет.
- Отключение (пратьяхара)
есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но
следуют природе ума.
- Это ведет к полному
господству над чувствами (индриями).
Глава третья
ВИБХУТИПАДА, ИЛИ О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
- Концентрация (дхарана)
есть фиксация сознания на определенное.
- Медитация (дхьяна) есть
поток, сфокусированный на одно.
- Эта же медитация, когда
присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи
(осознание).
- Три вместе (дхарана,
дхьяна и самадхи) составляют самьяму (самоконтроль).
- После овладения этим
(самоконтролем) приходит (праджна (свет мудрости).
- Приложения самоконтроля
(самьямы) различны на различных стадиях.
- Триада (сосредоточение,
медитация и самадхи) - внутренние средства и более действенны в отличие от
предшествующих пяти (ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, безбрачие
и непринятие даров).
- Но даже они внешние
(относительно) самадхи без семени (нирбиджа).
- Аспект поглощения есть
соединение ума с моментом поглощения (ниродха), когда исходящий и
поглощающий аспекты исчезают и появляются соответственно.
- От очищения (самскары)
исходит его успокоительный поток.
- Созерцательная
трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности,
так как и однонапрпвленности.
- Затем снова появляется
ментальная разновидность однонаправленности, когда исчезновение и появление
объекта мысли в точности похожи.
- Этим описываются
изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменений состояний
объектов и ощущений.
- Объект есть то, что
сохраняет скрытые, возникающие или еще неназванные признаки (дхармы).
- Перемена, вызванная
последовательностью, есть причина смены видоизменения (паринамы).
- Посредством самьямы над
троичным изменением (состоянием, признаком и свойством) приходит знание
(джнана) о прошлом и будущем.
- Слово, предмет и идея
проявляются как одно (самскара) и ошибочно смешиваются. Путем самоконтроля
над их различиями приходит знание смысла звуков, издаваемых всеми
существами.
- Восприятие ощущений
(самскар) дает знание предшествующих рождений.
- Самьямой достигается
знание других умов.
- Посредством самьямы над
формой тела и отключения восприимчивости, когда сияние (пракаша) не
достигает глаз, происходит исчезновение йога.
- Существует карма двух
видов: деятельная и пассивная. Путем самьямы, а также через знамения,
достижимо знание времени смерти.
- Путем самьямы над
дружелюбием приходит сила.
- Осуществлением самьямы
над силами можно приобрести силу слона и т. п.
- Знание тонкого, скрытого
и удаленного достигается созерцанием надфизических способностей (правритти).
- Путем осуществления
самьямы над Солнцем приходит знание сфер.
- Над Луной - достигается
знание звездных сфер.
- Над Полярной звездой -
приходит знание движения звезд.
- Над пупочным центром -
достигается знание устройства тела.
- Над точкой основания
горла - происходит подчинение (нивритти) голода и жажды.
- Над бронхами -
достигается стойкость (стхайрьям).
- Над светом (джойти) в
голове дает видение совершенных существ.
- Интуиция (пратибха) дает
знание всего.
- Над сердцем - дает
знание ума (читты).
- Опыт проистекает из
невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между
собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого пуруши.
- Отсюда идет интуитивное
восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения.
- Это является
препятствием для самадхи, но представляет совершенство уму, направленному во
вне.
- Ум может входить в
другое тело, когда ослабевают причины закрепощения и имеется знание процесса
вхождения.
- Посредством самьямы над
дыханием удана можно достичь левитации и неприкосновения с водой, трясиной,
шипами и т. д.
- Самьямой над дыханием
самана можно усилить внутренний огонь тети.
- Посредством самьямы над
отношениями между акашей и способностью слышать развивается высшая
способность слышать.
- Посредством самьямы над
связью тела и акаши и размышления о легкости хлопка можно обрести
способность проходить сквозь акашу (пространство).
- Действительный выход из
тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное
(махи-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.
- Посредством самьямы
достигается впасть над пятью элементами в их грубом состоянии, тонком,
всепроникающем и приносящем пользу состояниями.
- Самьямой достигается
способность уменьшаться до размера атома и другие сипы, а также совершенство
тела и непротивление дхарме.
- Совершенство тела (кайя)
состоит в красоте, грации, сипе и алмазной твердости.
- С осуществлением самьямы
над действиями, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение
чувствами.
- Так приобретается
быстрота, как у мысли, независимость от органов восприятия и господство над
первичной материей.
- К тому, кто распознал
различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание.
- Даже после уничтожения
семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная
независимость (кайвапья).
- Пусть от общения с
божествами высших сфер не возникает гордости и самодовольства, ибо все еще
сохраняется возможность соприкосновения с нежелательным.
- Посредством самьямы над
моментами времени и их последовательностью достигается мудрость, рожденная
различением (вивекой).
- Вивека дает возможность
познать различие между двумя сходными вещами, когда между ними нет различия
в классе, признаке или положении.
- Таракам (интуиция),
которая есть полное различающее знание, относящееся ко всем предметам и всем
временам, не имеет последствий.
- Кайвалья (освобождение)
достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и
умом).
Глава четвертая
КАЙВАЛЬЯПАДА, ИЛИ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
- Сверхъестественные силы
возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи.
- Переход в другое
жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной
силы).
- Созидательное начало
(пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления
препятствий, как в случае с землепашцем.
- Сотворенные умы
возникают только из эгоизма.
- Там, где есть разница
интересов, один ум управляет многими умами.
- Из них ум, рожденный
медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
- Карма йогина не является
хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.
- Из этих трех происходит
развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление
результатов карм.
- Благодаря памяти и
впечатлениям (самскарам), существует связь причины и следствия несмотря на
разделение, обусловленное пространством, временем и родом.
- Они (самскары) не имеют
начала, ибо желание жить - вечно.
- Удерживаемые вместе
причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их
исчезновением.
- Прошлое и будущее
существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии
свойств.
- Они (состояния свойств),
проявляющиеся или нет, имеют природу качеств (гун).
- Вещи реальны вследствие
единства внутри модификации (паринамы).
- Даже если внешний объект
тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие
разницы в состоянии ума (читты).
- И если объект, зависящий
от одного - единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда
существовать?
- Объект узнается или не
узнается умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или
нет.
- Изменения читты
(сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
- Читта (сознание) не
обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство
Пуруши).
- Для него (ума)
невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым.
- В случае познания одного
ума другим, нам придется допустить познание познания, и произойдет смешение
воспоминаний.
- Сознание познает свой
высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на
место.
- Ум, окрашенный познающим
(Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
- Несмотря на то, что ум
испещрен бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого,
ибо действует во взаимосвязи.
- У того, кто увидел
различие, больше не вызывает сомнение природа Атмана.
- Тогда ум начинает
различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
- В промежутках возникают
мысли из самскар (ментальных впечатлений).
- Устранение самскар
похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.
- Для неинтересующегося
даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание
приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
- Из этого следует свобода
от кармы и причин несчастий.
- Вследствие устранения
всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в
сравнении с бесконечностью знания.
- Три гуны (качества)
выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
- Последовательность есть
то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней
трансформации (гун).
- Кайвалья, абсолютная
свобода, наступает тогда, когда качества, лишенные значения для Пуруши,
становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей
собственной природе.
Перевод с санскрита К. Свенссон
Вернутся назад
Сайт создан в системе
uCoz